В большинстве развитых стран действуют системы, обеспечивающие вызов всех служб экстренной помощи по единому номеру. В странах Евросоюза это номер "112", в Англии "999", в США и Канаде "911". Эти системы работают с начала 70-х годов XX века и достаточно хорошо себя зарекомендовали. В частности, в настоящее время систему "911" используют 90% населения США.
Телеграммами Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и МЧС России, в период 2009-2012 года предусмотрено создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». Создание системы-112 одобрено президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Российская служба «112» предназначена для координации работы всех экстренных служб: пожарной охраны, милиции, скорой помощи, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, аварийной службы газовой сети, службы «Антитеррор». Система «112» создаётся на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Необходимость создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) продиктована следующими факторами:
- Очевидно преимущество телефонного обращения к экстренным оперативным службам по принципу «одного окна», которое позволит населению при возникновении чрезвычайного происшествия не задумываться, какая именно служба ему необходима, и какой номер требуется использовать для доступа к ней. Звонок на номер "112" бесплатный, с мобильного телефона можно дозвониться, если на счете нет денег, а с определённых моделей даже без сим-карты.
- Всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых решений и слаженных действий. Переход на ЕДДС значительно повысит оперативность реагирования и эффективность функционирования дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях.
В отличие от западных аналогичных служб, российская ЕДДС выполняет ещё несколько немаловажных функций:
- сбор оперативной информации от дежурно-диспетчерских служб (в т.ч. ЖКХ, РУС, РЭС, ДРСУ, Лесхоз и др.), служб контроля и наблюдения за окружающей средой, поддержание связи с этими службами;
- на основе полученных данных осуществляет анализ и оценку обстановки;
- обеспечивает оперативное управление дежурно-диспетчерскими службами и аварийно-спасательными формированиями на территории района.
Российская служба «112» не только спасает, но и предупреждает возникновение чрезвычайных ситуаций, прогнозирует возможные риски возникновения таких ситуаций, разрабатывает и приводит в действие алгоритмы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, целью создания ЕДДС является повышение оперативности реагирования администрации и служб района на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил, слаженности их совместных действий, уровня информированности районной администрации и служб о подобных фактах и принятых по ним мерах.
Являясь структурным звеном территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ЕДДС района обеспечивает взаимодействие КЧС и ОПБ района с Центром управления в кризисных ситуациях Красноярского края (ЦУКС), Главными управлениями МЧС России по Красноярскому краю и Сибирскому федеральному округу. Обеспечивает их информационный обмен.
В настоящее время ЕДДС района осуществляет работу с единым номером вызова экстренных служб «112».
ЕДДС района принимает участие в разработке и обеспечении методической документацией муниципальных образований, входящих в состав района, по алгоритмам действий в чрезвычайных ситуациях, информирует их в круглосуточном режиме о прогнозируемых рисках природного и техногенного характера. Контролирует и координирует работу с жалобами и обращениями, поступившими от жителей муниципальных образований.
Одной из немаловажных задач, возложенных на ЕДДС района, является круглосуточный мониторинг средствами системы «Глонасс» перевозок школьников на территории района и за её пределами. В настоящее время мониторинг осуществляется по 28 маршрутам перевозки за 26 школьными автобусами. В ходе мониторинга контролируется соблюдение водителями школьных автобусов маршрута, скорости движения, незапланированные остановки и иные отклонения от установленного графика перевозок. Автобусы оборудованы возможностью экстренной связи с диспетчером ЕДДС.
Нормативно-правовой базой создания ЕДДС муниципальных образований являются Федеральный закон №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, Закон Красноярского края «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Совета Администрации Красноярского края от 15 апреля 2004 г. N 92-п.