1. Разработана Стратегия комплексной безопасности детей на период до 2030 года. В качестве главных целей обеспечения комплексной безопасности детей определены:
- снижение уровня смертности и травматизма детей;
- защита и обеспечение интересов детей и семей с детьми во всех сферах жизнедеятельности;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Запланированы развитие современной и безопасной инфраструктуры для детей, профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, формирование безопасной информационный среды, укрепление института семьи.
(Указ Президента России от 17.05.2023 № 358)
2. Закреплены условия упрощенного приема в гражданство РФ иностранцев, заключивших в период проведения СВО контракты о прохождении службы в Вооруженных силах РФ или воинских формированиях сроком на один год. Также упрощенный порядок распространяется на членов их семей.
(Указ Президента России от 15.05.2023 № 350)
3. Конституционный суд РФ защитил права добросовестных приобретателей с публичных торгов доли имущества гражданина-банкрота, признав п.1 ст. 250 ГК РФ неконституционным. Суд указал, что норма содержит неопределенность в реализации сособственниками преимущественного права покупки доли в случае ее продажи на торгах в рамках банкротства. Федеральный законодатель должен найти баланс между интересами сособственников - членов семьи должника и интересами добросовестного приобретателя - победителя торгов, у которого имеются законные ожидания относительно приобретения имущества на торгах. Пока в закон не внесут изменения, доля на торгах должна продаваться с соблюдением соответствующих гарантий. Управляющий направляет сособственникам предложение приобрести долю должника с указанием ее стоимости, равной начальной цене на торгах. При отказе доля продается с торгов.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 2023 г. № 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Шеставина")
В 2023 году от телефонных мошенников в нашем районе пострадали 24 человека, общий ущерб составил 6 218 549 рублей.
Запомните, нет случаев, когда для сохранности денег их нужно перевести на другой счет по инструкции незнакомцев. Если вам звонят от лица сотрудника банка или правоохранительных органов и просят сделать перевод либо снять деньги, назвать СМС-код или ответить на контрольный вопрос – это мошенники. Не принимайте мер к выполнению инструкций неизвестных лиц, не сообщайте своих личных данных, а также данных банковских карт, под любым предлогом постарайтесь прервать разговор.
В том числе, если вам позвонили незнакомцы, представились сотрудниками банка, полиции или других организаций и вынудили взять кредит, не снимайте и не переводите деньги. Это мошенники. Долг по кредиту вам придётся выплачивать самостоятельно.
Также хотелось бы обезопасить жителей нашего района от такого вида интернет мошенничества, как инвестирование денежных средств в ценные бумаги. Мошенники обещают получить больше прибыли, чем на настоящих биржевых площадках.
После регистрации на сайте мошенников людей вынуждают «пополнить свой счет», а по факту — перевести деньги, чаще всего на карту физического лица или электронный кошелек.
Далее мошенники прикрепляют к обманутому пользователю так называемого «финансового эксперта», который якобы должен советовать активы к покупке и помогать инвестировать. На самом деле его задача — убедить человека вложить как можно больше денег.
Вернуть свои деньги обратно невозможно. Если отказаться от новых переводов или сказать, что денег нет, мошенники будут давить: говорить, что нужно брать кредит, продать телефон, машину, квартиру, ведь сейчас есть уникальная возможность заработать и все вложения окупятся.
Если вы стали жертвой данных видов мошенничества незамедлительно обратитесь в полицию.
Соблюдайте эти простые правила и расскажите о них своим близким, не дайте мошенникам обмануть вас и ваших родных.
Информацию подготовил помощник прокурора района Мезурнашвили Д.Э.
1. Издан указ о призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов в 2023 г. Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ предписано обеспечить выполнение мероприятий, направленных на проведение таких сборов. (Указ Президента России от 10.05.2023 № 333).
2. На период с 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2029 г. установлены новые правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Родители (опекуны, попечители) смогут однократно в течение календарного года использовать до 24 дополнительных выходных дней подряд. График их предоставления при использовании более 4 дней подряд должен быть согласован с работодателем. (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2023 г. № 714).
3. С 15 мая 2023 г. для граждан Грузии вводится безвизовый порядок въезда в Россию и выезда из страны. Исключение предусмотрено для трудовых мигрантов, а также для въезжающих на срок более 90 дней (в т. ч. для студентов). (Указ Президента РФ № 335 от 10.05.2023).
1. Обновлены правила получения доступа к информсистемам организаций в рамках налогового мониторинга.
Организация, в отношении которой решено проводить налоговый мониторинг, обеспечивает возможность взаимодействия с инспекцией через свою информсистему. Утвержден новый порядок получения доступа налоговых органов к информсистемам организации при проведении такого мониторинга. Для настройки сети связи организация направляет в налоговый орган заявку.
(Приказ Федеральной налоговой службы от 13 марта 2023 г. N ЕД-7-23/163@, зарегистрирован в Минюсте РФ 3 мая 2023 г.)
2. Упрощено оформление карты болельщика для детей до 14 лет, инвалидов и пенсионеров.
Идентификация детей до 14 лет будет проходить удалённо, если их данные (СНИЛС и реквизиты свидетельства о рождении) указаны в учетной записи родителя (законного представителя) на Портале госуслуг. Постановление вступает в силу с 26 мая 2023 г.
(Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2023 г. № 682)
1. В страховой стаж для расчета больничных теперь включается период пребывания в добровольческих формированиях. С 1 млн до 2 млн руб. увеличен размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включается период пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на ВС РФ, во время мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании ВС РФ за рубежом. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 98-ФЗ)
2. Разрешено отбывать принудительные работы у ИП. Порядок надзора за отбыванием принудительных работ будет определяться Минюстом по согласованию с Генпрокуратурой. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 102-ФЗ)
3. Повышен возраст осужденных, которым могут назначить принудительные работы. Для женщин повышено с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 111-ФЗ)
4. В ГК РФ уточнены правила удостоверения доверенностей, завещаний и заявлений о принятии наследства. К нотариально удостоверенной приравняли доверенность совершеннолетнего дееспособного гражданина, проживающего в социальном стационаре, которая удостоверена руководителем (его заместителем) учреждения. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 101-ФЗ) 5. В многодневных региональных и местных референдумах разрешено участвовать россиянам, которым исполнилось 18 лет в период проведения голосования. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 109-ФЗ)
6. Усилен контроль за производителями пивоваренной продукции. С 1 сентября 2023 г. вводится реестр производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При включении организации в реестр будет проводиться внеплановая выездная проверка, чтобы установить наличие основного оборудования и проверить расчет заявленной мощности. С 15 января 2024 г. отменят декларирование объемов розничной продажи пивоваренной продукции - учет розничной продажи в ЕГАИС будет осуществляться на основании информации из ГИС маркировки товаров. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 108-ФЗ)
7. В Закон о поддержке кинематографии внесены поправки, предусматривающие полное государственное финансирование производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества. Закреплено понятие фильма для детей и юношества. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 105-ФЗ)
8. Уточнены размеры штрафов за нарушение правил движения грузовиков, в частности за сверхнормативное превышение габаритов либо нагрузки на ось. При этом штрафовать будут только собственников грузовиков. Максимальный штраф в 400 тыс. руб. будет налагаться за превышение габаритов на величину более 50 см, а также допустимой массы на величину более 50%. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 103-ФЗ)
9. С 1 марта 2024 г. изменятся правила лицензирования производства лекарств, организуют учет объектов контроля, действий и решений должностных лиц и решений лицензирующего органа, а также сведений о соблюдении обязательных требований. (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2023 г. № 534)
10. Конституционный суд РФ призвал суды пропорционально взыскивать скидку с покупателя в случае его отказа от навязанных при покупке автомобиля договоров. Так, для получения скидки на автомобиль гражданин подписал у автодилера договоры потребительского кредита и страхования. После погашения кредита он потребовал возврата страховой премии, но с него взыскали гораздо большую по сравнению с ней сумму скидки. КС указал, что спорные нормы позволяют судам соблюдать баланс интересов продавцов и покупателей взысканием скидки не полностью, а пропорционально выплатам, которые покупатель не произвел или которые ему возвращены. Все компоненты сделки нужно изучать в совокупности, учесть расходы потребителя по всем связанным договорам и прибыль продавца от их исполнения, проверить рыночные цены на аналогичные услуги и их действительную потребительскую стоимость для покупателя. Решения по делу заявителя подлежат пересмотру. (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2023 г. № 14- П)
1. Определены сроки весеннего призыва. С 1 апреля по 15 июля 2023 г. призыву подлежат граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет в количестве 147 000 человек.
(Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2023 № 220)
2. Обновлен перечень иностранной радиоэлектронной продукции и промышленных товаров, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска к госзакупкам. В частности, включены электронные приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов. Вводится двухуровневая система допуска к закупкам отдельных видов вычислительной техники. Наивысший приоритет будет получать продукция первого уровня(с российским центральным процессором). Постановление вступает в силу с 20 апреля 2023 г. (Постановление Правительства РФ от 27 марта 2023 г. № 486)
3. От обложения НДФЛ освобождены гранты 4 региональных фондов, в том числе: - Кубанского научного фонда; - Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности; - Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан; - Фонда венчурных инвестиций Республики Карелия. (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2023 г. № 496)
4. Конституционный суд РФ признал недопустимым ограничение конкуренции на торгах. Так, две компании из одной группы совместно участвовали в аукционах для поддержания наиболее выгодной цены контрактов. После минимального снижения цены одна компания прекращала участие в торгах в пользу другой. Их оштрафовали на сотни млн рублей за недобросовестную конкуренцию. КС РФ указал, что закон запрещает сговор между конкурентами, особенно на торгах, смысл которых без конкуренции утрачивается.
Совместное неконкурентное участие партнеров в торгах не является вынужденным и единственно возможным видом экономической деятельности.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 30 марта 2023 г. № 12-П)
5. Конституционный суд РФ уточнил ответственность юрлиц за допуск к управлению самоходной машиной водителя без прав.
Так, работодателя оштрафовали за допуск ранее лишенного водительских прав гражданина к управлению уборочным погрузчиком. При устройстве на работу он предъявил удостоверение тракториста с неистекшим сроком действия (которое он должен был сдать в органы гостехнадзора при лишении прав).
КС РФ указал, что с сентября 2022 г. всю информацию о специальных правах управления можно получить из ФГИС учета и регистрации самоходной техники. На работодателе лежит обязанность проверить действительность предъявленных при трудоустройстве документов. Однако по событиям, имеющим место до ее создания, суды должны проверять осведомленность работодателя об отсутствии у работника специального права и факт принятия им доступных мер для проверки представленного удостоверения. КоАП РФ не противоречит Конституции и не допускает автоматического признания работодателя виновным, если работник скрыл от него факт лишения его прав, проверить который работодатель не мог.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2023 г. № 11-П)
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.1, 2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
1. На бюджетные и автономные учреждения возложена обязанность по раскрытию информации о поступлениях и выплатах, а также о кредиторской задолженности и отложенных обязательствах, скорректированы общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Теперь надо раскрывать информацию: - о поступлениях и выплатах бюджетных и автономных учреждений; - о кредиторской задолженности и отложенных обязательствах учреждений. (Приказ Минфина России от 31 января 2023 г. № 10н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 марта 2023 г.)
2. Установлен порядок поступления граждан РФ в добровольческие формирования Минобороны и заключения контракта. Так, граждане, не находящиеся на военной службе, желающие поступить в добровольческие формирования, подают заявления в военные комиссариаты по месту воинского учета, не состоящие на воинском учете - по месту жительства. При отборе кандидатов в приоритете будут ранее служившие граждане, имеющие военно-учетные специальности. Также кандидат должен пройти медкомиссию и психологический отбор. С гражданином, который соответствует установленным требованиям, будет заключаться контракт. Он получит удостоверение пребывающего в добровольческом формировании. Также предусмотрена подготовка добровольцев - не менее 10 суток. (Приказ Министерства обороны РФ от 15.02.2023 № 67, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 марта 2023 г.)
3. Министерством социальной политики Красноярского края утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению ежемесячных персональных пособий для лиц: 1) Являвшихся до 1 января 1992 года получателями персональных пенсий союзного, республиканского и местного значения, персональные пенсии которым были установлены за заслуги в развитии Красноярского края; 2) Героев Социалистического Труда; 3) Полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Государственная услуга предоставляется министерством через КГКУ "Управление социальной защиты населения" и его территориальные отделения (Приказ министерства социальной политики края от 06.03.2023 № 57-Н)
4. Министерством социальной политики Красноярского края утвержден Административный регламент предоставления адресной материальной помощи на компенсацию расходов на изготовление и ремонт зубных протезов участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны Государственная услуга предоставляется министерством через КГКУ "Управление социальной защиты населения" и его территориальные отделения (Приказ министерства социальной политики Красноярского края от 07.03.2023 № 58-Н)
1. Установлена уголовная ответственность (дополнены диспозиции статей 207.3, 215.4 УК РФ) за: -публичное распространение заведомо ложной информации об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации; -незаконное проникновение на важный государственный объект. (Федеральный закон №58-ФЗ от 18.03.2023)
2. Снижен максимальный срок лишения свободы за налоговые преступления (ст.199, 199.1, 199.2 УК РФ до 5 лет лишения свободы (было до 7), ст. 199.4 УК РФ до 3 лет лишения свободы (было до 4), теперь они отнесены к категории средней тяжести. Также в УПК РФ закреплено основание для отказа в возбуждении уголовного дела в случае уплаты недоимки. (Федеральный закон №78-ФЗ от 18.03.2023)
3. Обновлена Концепция госполитики в сфере содействия международному развитию. Уточнены принципы, приоритеты и основные направления государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию, а также формы оказания помощи в этой сфере. В частности, закреплено, что помощь в сфере содействия международному развитию может оказываться также государствам - членам ЕАЭС и государствам, включенным ООН в перечень наименее развитых стран. Расширен перечень задач госполитики (содействие региональной экономической интеграции и развитию торгово-экономического сотрудничества с государствами - получателями помощи, формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся на территориях этих государств очагов напряженности и конфликтов, а также предотвращению их возникновения). (Указ Президента РФ от 13 марта 2023 г. № 161)
4. Утверждены Правила осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Размер единовременной денежной выплаты устанавливается приказом командира воинской части, начальника органа (организации) войск национальной гвардии. (Постановление Правительства РФ от 14.03.2023 № 386)
5. Актуализирована Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Уточнены порядок расчета индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ в очередном отчетном периоде; порядок определения стоимости строительных ресурсов-представителей, входящих в группу однородных машин и механизмов. (Приказ Минстроя России от 13.01.2023 № 17/пр, зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2023 № 72589)
1. Подписан Федеральный закон о государственном языке, который утверждает сферы его использования и регулирует употребление иностранных слов. Русский язык как государственный будет использоваться в образовательной среде, в государственных и муниципальных информсистемах, в текстах, содержащих информацию для потребителей товаров, работ и услуг. Текст на иностранном языке в таких сферах должен сопровождаться переводом, выполненным аналогичным шрифтом (размер, тип и цвет). Установлен запрет на использование заимствованных слов (за исключением, когда не существует аналога в русском языке, зафиксированного в нормативных словарях). С 1 января 2025 г. вводится обязательная лингвистическая экспертиза проектов НПА на предмет их соответствия нормам и правилам русского языка. (Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ)
2. Продлен срок эксперимента по маркировке отдельных видов медицинских изделий (ортопедическая обувь, слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы) по 31 августа 2023 г. (Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2023 г. № 322)
3. Сокращен период, на который заключается первый контракт о прохождении военной службы (для которой предусмотрено звание солдата, матроса, сержанта, старшины) с иностранцем с 5 лет до 1 года. (Указ Президента РФ от 27 февраля 2023 г. № 131)
4. Изменился порядок перерасчета военных пенсий. Так, определен порядок возобновления выплаты ранее назначенных, но приостановленных пенсий в связи с повторным определением на службу для участия в операциях за пределами РФ или в связи с мобилизацией. Пенсионеры из числа заключивших контракт или мобилизованных вправе по своему выбору возобновить получение пенсии, которая была им приостановлена, либо отказаться от нее и назначить пенсию исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения со службы в порядке, определяемом Правительством. (Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 50-ФЗ)
5. Отменены штрафы для владельцев грузовика за небольшое превышение габаритов грузовика, зафиксированное специальными техсредствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. (Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 48-ФЗ)
6. Установлены дополнительные основания для введения режима особых условий в исправительных учреждениях (захват заложников, наличие реальной угрозы вооруженного нападения на исправительное учреждение, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, введение ограничительных мероприятий (карантина). В период действия режима отдельные права осужденных могут быть ограничены в порядке, установленном Минюстом. В частности, это касается прав осужденных на свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку и переводы денежных средств, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений в зависимости от оснований введения режима особых условий. (Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 44-ФЗ)
7. Уточнены функции ФСБ в области шифрования информации и выявления электронных устройств для негласного получения информации в помещениях и технических средствах. Из полномочий директора ФСБ исключена организация предоставления органами безопасности государственных услуг. (Указ Президента РФ от 27 февраля 2023 г. № 127)
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.
Так, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Статьей 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
Так, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Необходимым условием для наступления уголовной ответственности лица является достижение им установленного законом возраста.
По общему правилу, в соответствии с ч.1 ст. 20 УК РФ, к уголовной ответственности по ст. 328 УК РФ может быть привлечено лишь лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Расследованием уголовных дел по данной статье занимаются органы Следственного комитета Российской Федерации.
Рядом статей Кодекса об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность за правонарушения в области воинского учета.
Например, статья 21.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявку в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
За совершение указанных действий может быть наложен штраф в размере от 500 до 3000 рублей.
В случае уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии, гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ст. 21.6 КоАП РФ к предупреждению либо наложению административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Статьей 21.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за умышленную порчу или утрату документов воинского учета. В случае совершения указанных действий, гражданин будет привлечен к ответственности в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ дела об указанных административных правонарушениях (21.5 - 21.7 КоАП РФ) рассматривают военные комиссариаты. По правилам статьи 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Взятка преподносится должностному лицу в целях получения определенной имущественной выгоды за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дающего.
У взятки нет минимального размера, вопреки распространенному заблуждению.
Основным критерием является мотив, по которому гражданами передаются ценности и выполняются услуги.
Дарение происходит безвозмездно, без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого (ст. 572 Гражданского кодекса РФ), допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:
- работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, их супругами и родственниками;
- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Однако, независимо от размера незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя. Момент передачи вознаграждения при этом (до или после выполнения встречных обязательств) значения не имеет.
Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тыс. руб. – мелкая взятка, уголовное наказание за которую предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше - максимальное наказание до 15 лет лишения свободы.
1. Разграничены полномочия полиции и войск нацгвардии по приему и хранению оружия и боеприпасов. Так, принимать и временно хранить (не более 4 месяцев) изъятое, добровольно сданное или найденное оружие, боеприпасы, патроны будут территориальные органы МВД. Принимать от полиции, хранить и уничтожать это оружие будут войска нацгвардии. (Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 14-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
2. Введено новое основание для досрочного прекращения полномочий регионального и муниципального депутата. Это отсутствие без уважительных причин на всех заседаниях в течение 6 месяцев подряд. Упрощен порядок декларирования доходов и расходов региональными и муниципальными депутатами, работающими на непостоянной основе (без отрыва от основной деятельности). Председатели законодательных органов регионов должны осуществлять свои полномочия только на профессиональной основе. Ранее разрешалось занимать эту должность без отрыва от основной деятельности. Также унифицирован порядок обеспечения доступа к информации о декларационной кампании. На сайтах законодательных (представительных) органов будет размещаться только обобщенная (статистическая) информация. Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г. (Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
3. Уточнены правила допуска к сведениям госинформсистемы мониторинга за оборотом маркируемых товаров. В частности, пользователи ГИС получили право на обработку информации в системе. При этом производитель и импортер товара могут обрабатывать информацию или поручать ее обработку только в собственных интересах. (Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
4. Российским экспортерам, поставляющим за рубеж товары российских поставщиков во исполнение межправительственных соглашений, разрешено переводить поступающую от нерезидентов иностранную валюту (за вычетом понесенных расходов) на счета поставщиков в уполномоченных банках без ее обязательной продажи. (Указ Президента РФ от 6 февраля 2023 г. N 72 "Об особом порядке проведения расчетов между некоторыми юридическими лицами – резидентами при осуществлении внешнеэкономической деятельности")
1. Принято решение об индексации с 1 февраля 2023 г. маткапитала и ряда иных социальных выплат, компенсаций на 11,9%. В их числе – выплаты инвалидам, ветеранам, чернобыльцам, Героям России, гражданам, пострадавшим на производстве; материнский капитал.
(Постановление Правительства РФ от 30 января 2023 г. № 119 "Об
утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в
2023 году")
2. Уточнен порядок установления уровней террористической опасности, а срок их действия не определяется. Представление председателя региональной антитеррористической комиссии об установлении, изменении или отмене критического ("красного") уровня террористической опасности должно быть согласовано с руководителем территориального органа безопасности. Усиление контроля за передвижением транспортных средств через границы региона теперь допускаются при высоком ("желтом") уровне террористической опасности.
(Указ Президента РФ от 31 января 2023 г. № 48 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства")
3. Конституционный суд РФ высказался о сроках обжалования решений налоговых органов. По мнению КС РФ на обращение в суд должны исчислять со дня, когда заявителю стало известно о решении вышестоящего налогового органа или с даты, до которой должны были его принять. Для решений налоговых органов о предоставлении субсидий не предусмотрен обязательный досудебный порядок. Однако заявители могут обжаловать такие решения в вышестоящем налоговом органе по Закону о порядке рассмотрения обращений граждан. Реализация такой возможности не должна блокировать перспективы судебного оспаривания. Иной подход приведет к нарушению конституционных прав.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2023 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой)