Централизация отрасли позволит:
количественно расширить круг участников культурного процесса;
качественно совершенствовать потенциал отрасли;
выстроить систему творческих взаимодействий учреждений культуры края с населением, а также друг с другом за счет реализации культурных маршрутов, развития системы гастрольной деятельности по району, краю, развития внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания и других современных технологий, направленных на сохранение и развитие культуры Красноярского края.
Проводимые в районе мероприятия (далее «Дорожная карта») по централизации отрасли «культура» в районе и в Красноярском крае являются базовыми для разработки планов, программ и проектов отрасли «культура» Красноярского края на период 2009-2020 годов.
Дорожная карта отражает основной круг вопросов и задач культурного строительства, определенных в Указе Президента России «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, протоколе поручений Губернатора Красноярского края.
Проблема создания инфраструктуры культуры требует координации целенаправленных действий органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Для этого представляется необходимой консолидация организационных, кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов на федеральном, краевом и муниципальном уровнях власти. Масштабность цели предполагает выстраивание эффективной модели культурных практик, совершенствующих инфраструктуру культурного развития края и района.
Ведущая роль в становлении человеческого капитала, создающего экономику знаний, принадлежит сфере культуры, что объясняется ростом культурных потребностей общества и беспрерывным поиском эффективных форм их реализации. Результативность данных процессов демонстрирует развитость инфраструктуры культуры территории.
Вместе с тем, современное состояние культуры Красноярского края, имеющей яркую историю и богатые традиции, характеризуется недостаточной ориентированностью на инновационность. Являясь частью социальной системы страны, культура острее остальных ее субъектов переживает постперестроечный период трансформации привычных устоев и процессы мирового экономического кризиса XXI века.
С 2006 года процессы децентрализации управления отраслью затронули внутримуниципальную систему организации институтов культурного обслуживания населения. В связи с этим возникли вопросы содержательного, материального, технического, информационного, методического характера в работе учреждений культуры муниципальных образований, нарушилась целостность культурного пространства края, возникли противоречия между требованиями времени к развитию отрасли и проблемами, отягощающими данный процесс.
Проблема ветхости материально-технического оснащения учреждений культуры края. В настоящее время темпы износа зданий учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры края продолжают отставать от темпов проведения реконструкций и капитальных ремонтов. Особенно это характерно для учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры муниципальных образований края. Согласно мониторингу материально-технических потребностей учреждений культуры края, потребность в проведении ремонтных работ и реконструкции остается актуальной для 1482 (97,2%) учреждений культуры края.
Проблемы материально-технического характера сопровождаются отсталостью технического и технологического оснащения зданий, а также необходимостью обеспечения комплексными системами безопасности сети учреждений культуры края.
Проблема кадрового обеспечения культурным процессом. В процессе освоения населением культурных ценностей роль творческих работников, создающих и организующих различные виды культурной деятельности, чрезвычайно велика. При этом в настоящее время в Красноярском крае наблюдается очевидное снижение кадрового потенциала сферы культуры. Ежегодно из отрасли в другие сферы уходят от 10 до 13% специалистов. Вместе с тем, статистика фиксирует, что профильное образование имеют 64% специалистов, из них 29% – высшее; 35% – среднее профессиональное образование.
В целом же будет создана эффективно действующая инфраструктура отрасли «культура» в районе и крае, соответствующая задачам социально-экономического развития региона.