Быстро меняющиеся макроэкономические и финансовые условия в период пандемии оказывают негативное влияние не только на здоровье и благополучие населения, но и на государственные финансы во всем мире. Поступления доходов в бюджет уменьшаются, а расходы по некоторым направлениям растут. Органы государственной и муниципальной власти в ответ на сложившуюся ситуацию вынуждены принимать разные меры. Муниципальные финансисты вынуждены пересматривать расходы местных бюджетов. О возникших трудностях и принимаемых мерах, стратегиях и действиях, которые использует районная власть для работы с бюджетными рисками, рассказывает руководитель финансового управления района Ирина Петрова.
- Ирина Николаевна, в чем выражаются риски бюджета в условиях нынешней обстановки?
- К сожалению, пандемия COVID-19 сказывается на государственных финансах всех стран, вызывая увеличение расходов и уменьшение сбора поступлений. Снижается потребительский спрос (например, уменьшились поездки на транспорте), поэтому требуется поддержка государства в сфере транспорта; оказана экстренная финансовая помощь учреждениям, особенно в отраслях, непосредственно пострадавших от COVID-19; возникают трудности с обслуживанием государственного долга и многие другие.
- Это масштабные процессы на уровне страны. А какие проблемы возникли в нашем районе, на уровне муниципалитета?
- Проблемы связаны с двумя направлениями: по доходам и по расходам. Местный бюджет недополучит доходы в виде налога на совокупный доход. Его платят субъекты малого и среднего предпринимательства. В 2019 году поступления из этого источника составляли 13,6 процентов от общего объема налоговых доходов местного бюджета. Значительно уменьшатся доходы от налогоплательщиков, которые работают на специальных режимах.
Приостановлены текущие выездные проверки, не назначаются новые. В тех случаях, когда нарушается законодательство, поступления в местный бюджет от штрафов снизятся. В 2019 году на эту статью пришлось 11,5 процентов неналоговых поступлений..
- Потери для бюджета района в доходной части предсказуемы. А как изменилась расходная часть бюджета?
- В условиях потери поступлений муниципалитет вынужден проанализировать и оптимизировать расходную часть бюджетов на 2020 год. Необходимо финансировать только первоочередные расходы и адаптироваться к сложившейся ситуации. Это так называемая «приоритизация» расходов.
Весной текущего года возникла необходимость в помощи медицинскому учреждению в пошиве специальной одежды для работы в изолированных помещениях, так называемой обсервации. Учреждения, которые функционировали в обычном режиме, приобретали средства индивидуальной защиты, как своих сотрудников, так и для обработки зданий, в которых они трудятся. В первом полугодии, когда остальные учреждения бюджета не функционировали, наоборот, возникла небольшая экономия от запланированных, но не проведённых мероприятий культурно-массового характера, расходов на горюче-смазочные материалы. Основные статьи расходов, такие как оплата труда, жилищно-коммунальные услуги, конечно же, оплачивались в необходимом размере.
- С какими трудностями всё-таки столкнётся муниципалитет во втором полугодии?
- Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 утверждены для исполнения санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Согласно данным правилам образовательным учреждениям района для открытия с 1 сентября необходимо приобрести бесконтактные термометры, защитные маски и перчатки для работников, участвующих в приготовлении пищи, бактерицидные рециркуляторы, дезинфицирующие средства и многое другое. Затраты исчисляются миллионами рублей.
- Какие-то меры планируются?
- Они не только планируются, они принимаются начиная с первых дней пандемии. Органам власти совместно с финансовым органом района еженедельно оцениваются максимальные потенциальные расходы, которые они могут понести вследствие действия пандемии. Как было отмечено ранее, оказана поддержка нашему медицинскому учреждению, районной больнице в виде специальной защитной одежды. Вовремя принятое решение по уменьшению платежей предпринимателями снизило нагрузку на экономику района. Конечно же, в условиях высокой дотационности района, было направлено официальное обращение на краевой уровень с просьбой оказать финансовую помощь. Ну, и сложная, но требуемая мера, это контроль и перераспределение расходов несоциально-значимого, непервоочередного характера на самые необходимые затраты. Здесь нужен точный и взвешенный подход, не нарушающий общего процесса работы отраслей района.
— Уже готовится проект районного бюджета на 2021 год. Какие будут изменения с учетом текущей непростой ситуации?
— Во-первых, районом готовится программа финансового оздоровления. По сути дела это пусть и небольшое но расширение производств, и оптимизация расходной части бюджета. Необходимо модернизировать и технически переоснастить некоторые важные сферы жизни, такие как коммунальное хозяйство, образование. Финансирование по всем приостановленным направлениям планируем восстановить в 2021 году, но исключительно в индивидуальном, конкретном порядке. И, конечно же, всё будет зависеть от суммы межбюджетных трансфертов, предоставленных нашему району из субъекта.
–Ну, и возвращаясь к началу. Во время кризиса всегда кажется, что жизнь изменится. Какие выводы сделаны, какими Вы видите изменения в экономике, в экономической и бюджетной политике?
- По итогам пандемии неизбежно будут сделаны выводы и даны рекомендации всем отраслям бюджета, направленные на рост их готовности к последующим вызовам. Всем тяжело в таком режиме жить. Муниципальные органы власти делают всё возможное, чтобы снизить негативные последствия от пандемии для всего населения района. Зависеть это будет от показателей заболеваемости, от общей санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. Основная задача – стабилизировать бюджет района в новых условиях – должна быть выполнена.