1. Подписан закон, распространяющий отсрочку от призыва на военную службу на сотрудников прокуратуры и следственных органов и учреждениях Следственного комитета, имеющих высшее образование и специальное звание во время такой службы. Помимо этого, проходящий военную службу по контракту может быть досрочно уволен в связи с переходом на службу в прокуратуру или СК. Одновременно закон освобождает данных граждан от военных сборов. (Федеральный закон от 24.07.2024 № 215-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе")
2. С 1 марта 2025 г. МВД получит доступ к медицинской тайне, изменения внесены законы о полиции, о психиатрической помощи и об основах охраны здоровья. Полиция по запросу сможет получать сведения о пациентах без их согласия. Это касается надзора за бывшими заключенными, наблюдения за лицами, которые страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
3. В КоАП РФ внесены поправки, устраняющие дублирование полномочий полиции и надзорных органов при производстве по делам об административных правонарушениях в области охраны собственности, окружающей среды, природопользования и обращения с животными, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, обращения драгметаллов и камней. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 192-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")
4. Механизм счетов эскроу распространили на ИЖС.
В частности, установлены особенности страхования денег, размещенных на счете эскроу для расчетов по договору строительного подряда. Такие средства подлежат страхованию со дня их размещения на счете эскроу до истечения 3-х месяцев со дня размещения в ЕИС ЖС сведений о зарегистрированном праве собственности физлица-депонента на жилой дом либо до истечения срока условного депонирования. Возмещение выплачивается в размере 100% суммы, находящейся на счете эскроу на день наступления страхового случая, но не более 10 млн. руб.
Также разрешается использовать средства маткапитала при строительстве дома через механизм эскроу. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" - вступает в силу с 1 марта 2025 г.)
5. Расширены полномочия ФАС по госконтролю в сфере гособоронзаказа.
ФАС будет выдавать требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа, в случае непредставления предложения о цене, информации о затратах по исполненным госконтрактам, контрактам, а также сведений, необходимых для изменения цены госконтракта. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 200-ФЗ "О внесении изменения в статью 15.9-1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе")
Условия таких счетов и вкладов будут предусматривать гарантированное начисление дохода по самой высокой ставке. На счете по договору соцвклада можно размещать не более 50 тыс. руб. Внесение иностранной валюты не допускается. Проценты выплачиваются ежемесячно. Размер процентной ставки зависит от конкретного банка и определяется как максимальный размер процентной ставки по вкладам физлиц сроком до одного года. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" - вступает в силу с 1 июля 2025 г. С этой даты его положения применяются в отношении системно значимых банков, в отношении остальных - с 1 января 2027 г.)
Введен новый порядок сбора первичных статданных при проведении федеральных статнаблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства. Запрещается сбор у субъектов малого бизнеса иной отчетности, за исключением сведений, входящих в состав административных данных, и сведений, сбор которых прямо предусмотрен федеральными законами.
Сплошные федеральные статнаблюдения за деятельностью субъектов среднего предпринимательства будут проводиться раз в 5 лет. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 206-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" - вступает в силу с 1 января 2025 г.)
8. Повышен лимит операций физлиц по перечислению налогов и внесению коммунальных платежей без идентификации – в частности при приеме от клиента-физлица платежей в счет налогов и коммунальных платежей, в том числе пеней, если их сумма не превышает 60 тыс. руб. Ранее лимит составлял 15 тыс. руб.
Юрлица и ИП, отнесенные Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, могут обратиться с заявлением о пересмотре степени риска. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма")
9. Решения о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав можно будет обжаловать во внесудебном порядке.
Для внесудебного обжалования в органах регистрации прав будут создавать апелляционные комиссии. Заявления об обжаловании можно будет подавать в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения о приостановлении (лично, по почте или через Госуслуги).
(Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 207-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" - Поправки вступают в силу с 1 января 2026 г.)
10. Упрощен порядок проведения общих собраний членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Кворум на собрании, а также на заседании правления товарищества определяется не от числа присутствующих на собрании, а от числа участвующих в нем. При проведении очно-заочного или заочного голосования общее собрание правомочно, если в голосовании приняли участие более 50% членов товарищества или их представителей. Также закреплены особенности возведения на садовых и огородных участках некапитальных хозпостроек. (Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 211-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. С 2025 г. возобновляется индексация пенсий работающих пенсионеров. При этом в качестве базы будут использовать размер пенсии с учетом всех ранее прошедших индексаций.
(Федеральный закон от 8 июля 2024 г. № 173-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях")
2. В КоАП РФ внесены поправки, предусматривающие штрафы за перевозку древесины без электронного сопроводительного документа. Для должностных лиц штраф за это составит от 20 до 40 тыс. руб., для ИП - от 100 до 200 тыс. руб., для юрлиц - от 200 до 400 тыс. руб. Аналогичные санкции будут применять за перевозку древесины автотранспотром без техсредств контроля, обеспечивающих оперативное получение сведений для установления места его нахождения. Введены штрафы за повторное совершение таких правонарушений.
За внесение в ФГИС лесного комплекса сведений о характеристиках древесины, не соответствующих установленным требованиям, штраф для должностных лиц составит от 25 до 35 тыс. руб., для ИП - от 50 до 100 тыс. руб., для юрлиц - от 100 до 200 тыс. руб.
Кроме того, установлена административная ответственность:
- за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, а также порядка внесения сведений о таких складах в лесной реестр;
- за непредставление или несвоевременное представление информации об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры либо представление заведомо ложных сведений в ФГИС лесного комплекса;
- за непредставление или несвоевременное представление информации для отчета о балансе древесины, о древесине и продукции из нее;
- за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами, в т. ч. самоходными, и (или) оборудованием для рубки и транспортировки древесины из леса.
(Федеральный закон от 8 июля 2024 г. № 165-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")
3. Уточнен порядок проведения схода граждан по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта.
В данном мероприятии также могут принять участие имеющие российское гражданство совершеннолетние собственники жилых помещений, расположенных в сельском населенном пункте, если это установлено муниципальными НПА в соответствии с законом региона. Ранее для кворума учитывались только жители села.
(Федеральный закон от 8 июля 2024 г. № 168-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")
4. Приняты поправки по вопросам организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения должны разрабатываться для населенных пунктов с общей численностью 50 тыс. человек и более, а также для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Уточнен порядок разработки и согласования проектов организации дорожного движения и изменений в них. Установлены случаи, когда согласование не требуется. Вносить изменения в утвержденный проект надо будет в случае снижения уровня обслуживания дорожного движения до критических значений (это отношение средней скорости движения к скорости в условиях свободного движения).
Полномочия органов местного самоуправления и регионов разрешено перераспределять. Отменяются полномочия органов власти по определению методик расчета платы за платные парковки. Регионы, а не местные власти будут определять размер платы за платную парковку на автодорогах общего пользования местного значения.
Закреплены полномочия Автодора в отношении автодорог, находящихся в его управлении.
(Федеральный закон от 8 июля 2024 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу пунктов 40 и 41 части 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"- вступает в силу с 1 марта 2025 г.)
5. Скорректированы вопросы госрегистрации транспортных средств.
Бывший владелец автомобиля сможет подать заявление о прекращении госучета транспортного средства после его отчуждения. Таким правом можно будет воспользоваться через регистрационное подразделение или портал госуслуг, если договор заключали с использованием портала госуслуг или его удостоверили нотариально, а также в случае вступления в силу судебного акта. Если же договор заключили в простой письменной форме на бумажном носителе, бывший владелец сможет спустя 10 дней обратиться с его оригиналом в регистрационное подразделение.
Прекратить госучет на основании заявления владельца можно будет и в отношении автомобиля, который похищен или угнан и находится в розыске.
Кроме того, из обязательных документов для регистрации автомобиля в случае смены владельца исключен полис ОСАГО.
Новым основанием для отказа в регистрации автомобиля, ввезенного из-за границы, стала неуплата необходимого утилизационного сбора.
(Федеральный закон от 8 июля 2024 г. № 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - вступает в силу с 1 марта 2025 г.)
6. Конституционный суд усмотрел пробел в законодательстве в части условий содержания в конвойных помещениях судов.
Осужденный пожаловался на унижающие достоинство тяжелые условия в конвойных помещениях судов. Компенсацию за это ему взыскать не удалось, так как закрепленные законом гарантии не распространяются на такие помещения.
КС РФ признал оспариваемую норму противоречащей Конституции, так как в ней прописаны только условия содержания заключенных в местах их постоянного пребывания, а временное их размещение в конвойных помещениях судов не регламентировано. Правовой пробел должен быть устранен.
При этом КС согласился с тем, что помещения с постоянным (СИЗО ИВС) и временным нахождением заключенных не могут входить в один список. Нет необходимости создания во временных помещениях всех тех условий, которые определены для более долгой и непрерывной жизнедеятельности.
Тем не менее условия нахождения в таких помещениях должны быть системно регламентированы, чтобы заключенные могли добиваться своей защиты. До тех пор суды могут признавать нарушение условий, если в конкретных обстоятельствах установят умаление человеческого достоинства заключенного.
(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2024 г. № 36-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в связи с жалобой гражданина Н.C. Смирнова")
7. Конституционный Суд РФ запретил допрошенному свидетелю участвовать в том же уголовном деле в качестве специалиста.
На предварительном следствии в качестве свидетелей допросили работников теплосети. В суде они выступили уже как специалисты. Их показания повлияли на вывод о виновности диспетчера. КС РФ признал недопустимым такое совмещение процессуальных функций.
Свидетелями событий на техническом объекте часто бывают лица, обладающие специальными знаниями. Участие в допросе в качестве свидетелей может дать им дополнительную осведомленность об обстоятельствах дела, а угроза уголовной ответственности в случае изменения показаний связывает их с ранее данными показаниями. Значит, они могут быть заинтересованы в исходе дела.
Для обеспечения справедливого судебного разбирательства требуется объективная оценка обстоятельств на основе законно полученных достоверных и допустимых доказательств. Для этого процессуальные функции должны быть разделены, их совмещение в одном лице ведет к доказыванию на основе непригодных средств. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 37-П "По делу о проверке конституционности статьи 71 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Емельянова")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
информационно-разъяснительные материалы Банка России, Минцифры России,МВД России, а также социальную рекламу, размещенную на официальныхинтернет-сайтах финансово-кредитных учреждений, операторов связи икомпаний, осуществляющих деятельность в сфере информационнойбезопасности.
1. Для поднадзорных лиц с непогашенной или неснятой судимостью за преступление против половой неприкосновенности ребенка установлен запрет на посещение территорий детских образовательных, медицинских, культурных, санаторно-курортных и физкультурно-спортивных организаций. Таким гражданам также запрещается посещать детские игровые и спортивные площадки. (Федеральный закон от 06.04.2024 № 69-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы")
2. Участники боевых действий на Украине освобождены от уплаты процентов по кредитам и займам, которые скопились за время кредитных каникул. Если часть процентов уже была уплачена, эти средства пойдут в зачет погашения основного долга или других обязательств. (Федеральный закон от 06.04.2024 № 72-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
3. Введен запрет на увольнение работодателем вдов участников СВО в течение года с момента гибели мужа. Исключением станут вдовы ветеранов, которые повторно вступили в брак или неоднократно допускали грубые нарушения трудовой дисциплины. (Федеральный закон от 06.04.2024 № 70-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации")
4. Внесены изменения в КоАП. Введена ответственность за самовольную переустановку внутридомового и внутриквартирного газового оборудования без вызова специалистов (штраф до 500 тысяч рублей). Ранее КоАП наказывал только за уклонение от замены такого оборудования. (Федеральный закон от 06.04.2024 № 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")
5. Ужесточено наказание за спам-звонки и рекламу кредитов с нарушением законодательства. Согласно новым поправкам, реклама кредитов с помощью спам-звонков будет наказываться штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для физлиц, для должностных лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. руб., для юрлиц — от 300 тыс. до 1 млн руб. Также увеличены штрафы для кредитных организаций и микрофинансовых организаций за рекламу кредитов с нарушением законодательства. (Федеральный закон от 06.04.2024 № 78-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
6. Жильцы теперь самостоятельно смогут выбрать нужного им провайдера и заключить с ним договор. Ранее выбор провайдера возможен был только по решению двух третей собственников жилья. Провайдеров, которые продолжат работу, обяжут в течение года переустановить свое оборудование уже по единым стандартам. (Федеральный закон от 6 апреля 2024 г. № 67-ФЗ О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации)
7. Конституционный Суд Российской Федерации признал право на взыскание с работодателя процентов за задержку присужденных работнику выплат при незаконном увольнении. Гражданина восстановили на работе по решению суда с взысканием в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Деньги были выплачены через 3 месяца после вступления решения суда в законную силу. Суды отказали в начислении процентов за этот период, так как ст.395 ГК РФ не применяется в трудовых правоотношениях. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что названная норма ГК не противоречит Конституции, поскольку отношения, связанные с выплатой работодателем компенсации незаконно уволенному работнику, регулируются нормой ТК РФ. В ней предусмотрено, что проценты надо рассчитывать со дня, когда суммы должны быть выплачены, по день фактической выплаты включительно. В соответствии с поправками, внесенными в январе 2024 года, проценты рассчитываются исходя из всех полагающихся работнику сумм - начисленных и неначисленных. Если работодатель не исполняет решение суда и задерживает выплаты, работник имеет право на компенсацию. Дело заявителя подлежит пересмотру. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2024 г. № 15- П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Сысоева")
8. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, почему норма об однократном наказании за однотипные нарушения имеет обратную силу, даже если не влияет на размер штрафа. Юридических лиц ранее оштрафовали за неоднократную выдачу зарплаты наличной валютой работникам-нерезидентам отдельными постановлениями с назначением разных штрафов. Согласно новой редакции КоАП РФ штраф по результатам одного контрольного мероприятия независимо от количества нарушений и проверяемых периодов назначается однократно (одним постановлением). Закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу. Конституционный Суд РФ указал, что в данной ситуации вынесенные постановления должны учитываться как одно путем суммирования назначенных штрафов. Норма и в данном случае улучшает правовое положение нарушителя, поскольку количество назначенных административных наказаний может иметь для него существенное значение.
С учетом сроков давности привлечения к ответственности заявители не могут требовать отмены постановлений и принятия нового, объединяющего все правонарушения. Но в правоотношениях, где число таких постановлений имеет значение, правоприменительные органы должны их учитывать в качестве одного постановления. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2024 г. № 14- П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1 статьи 15.25, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Воплощение" и общества с ограниченной ответственностью "СИБТЕК")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. С 1 апреля 2024 г. по 28 февраля 2025 г. решено провести эксперимент по маркировке радиаторов центрального отопления и их секций, отопительных конвекторов. В период эксперимента коды маркировки предоставляются участникам бесплатно. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2024 г. № 373 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов отопительных приборов")
2. С 1 сентября 2024 г. изменяется порядок ведения и функционирования ЕГАИС. В ЕГАИС должны быть указаны адреса мест деятельности ИП и сельхозпроизводителей, ведущих бизнес без создания организации. Программно-аппаратные средства организации, в том числе признаваемой сельхозпроизводителем, должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Программно-аппаратные средства других сельхозпроизводителей и ИП должны располагаться по каждому месту деятельности. (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2024 г. № 379 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2466")
3. С 1 апреля 2024 г. вносятся изменения в постановление Правительства о регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы. Минтруд будет определять порядок и случаи исчисления работодателем среднего заработка для назначения пособия по безработице. (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2024 г. № 378 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
4. Конституционный Суд РФ разъяснил порядок возбуждения и рассмотрения районными судами дел о домашнем насилии. Гражданка неоднократно пыталась привлечь бывшего супруга к уголовной ответственности за нанесение побоев. Ранее он уже подвергался административному наказанию за это деяние. Добиться возбуждения уголовного дела в полиции не удалось, а суды сослались на то, что такие дела они рассматривают только после проведения дознания.
Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, поскольку не предполагают отказа районного суда в возбуждении и рассмотрении названного дела по заявлению потерпевшего (его законного представителя).
Данные дела были переданы от мировых судей районным судам, но порядок производства по ним, установленный для мировых судей, распространяется и на районные суды (процессуальная аналогия). В связи с этим производство дознания/предварительного расследования не является обязательной досудебной стадией (за некоторым исключением).
Иное приводило бы к невозможности рассмотрения таких дел районным судом, оставляло бы жертв домашнего насилия без судебной защиты и создавало бы предпосылки для новых преступных посягательств. При этом законодатель имеет право уточнить порядок рассмотрения дел частного обвинения районными судами. В данном случае истек срок давности для возобновления дела, заявительница имеет право на компенсацию. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2024 г. № 13-П "По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 20, частей первой и второй статьи 31, части четвертой статьи 147, частей первой и третьей статьи 318 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.И. Баскаковой")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. Увеличены ежемесячные соцвыплаты для медработников, которые трудятся в сельской местности, районных центрах и малых городах. Так, в населенных пунктах, где проживает не более 50 тыс. человек, размер выплаты для врачей первичного звена составит 50 тыс. руб., для среднего медперсонала - до 30 тыс. руб. При численности населения от 50 до 100 тыс. человек - 29 тыс. и 13 тыс. соответственно.
С 1 апреля 2024 г. на выплаты по окладам медработников будет направляться не менее 50% фондов заработной платы медорганизаций.
С 1 сентября 2024 г. введут ежеквартальный мониторинг заработной платы медиков, получивших специальную соцвыплату, с выделением в т. ч. окладов и стимулирующих выплат.
(Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
2. Отменен мораторий на антимонопольные проверки соблюдения аккредитованными российскими IT-компаниями антимонопольного законодательства, за исключением плановых проверок.
(Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 г. № 448")
3. Разрешено осуществлять выплаты резидентам и подконтрольным им компаниям со счетов типа "С" иностранного номинального держателя или платежного агента. Если ценные бумаги были приобретены после 01.03.2022, то среди их владельцев не должно быть лиц из недружественных стран.
(Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2024 г. № 198 "О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с исполнением обязательств по некоторым ценным бумагам")
4. До конца 2025 г. запрещен ряд сделок (операций) с акциями (долями) российских компаний в топливно-энергетической сфере. Запрет не касается сделок (операций) с паями ПИФа или его активами.
(Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2024 г. № 199 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 2022 г. № 520 "О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. Установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности прадедушкам и прабабушкам, которые являются опекунами (попечителями) правнуков. При этом повышенный размер фиксированной выплаты устанавливается не более чем на 3 нетрудоспособных членов семьи. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 47-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 17 Федерального закона "О страховых пенсиях")
2. На учредителей ликвидированных учреждений возложена субсидиарная ответственность по их долгам в рамках публичных договоров (например, договору теплоснабжения). (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 48-ФЗ "О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")
3. Военнослужащие и лица, имеющие спецзвания, теперь на общих основаниях несут ответственность за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа. Закреплена ответственность за нарушение должностным лицом военного представительства госзаказчика предусмотренных вышеуказанным госконтрактом (договором) порядка и (или) сроков осуществления контроля качества или приемки военной продукции. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 44-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.5 и 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
4. С 1 сентября 2024 г. изменено регулирование деятельности производителей этилового спирта и алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам. В частности, для организаций, желающих производить этиловый спирт, минимальный размер уставного капитала увеличен с 10 до 100 млн руб. В его оплату могут быть внесены только деньги, за исключением заемных средств. Ужесточены требования к группе организаций, занимающихся совместным производством этилового спирта, в части установления факта несоблюдения норм минимального использования производственной мощности. Положения закона не распространяются на производство спирта из непищевого сырья растительного происхождения, а также из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового дистиллятов и винодельческой продукции. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 46-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции")
5. С 1 апреля 2024 г. установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение алкогольной и табачной продукции не только через таможенную границу ЕАЭС, но и через границу России со странами Союза. Смягчена уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей, а также особо ценных диких животных, водных биоресурсов, растений и грибов. До 2 млн руб. увеличен максимальный штраф за контрабанду указанных товаров, совершенную организованной группой. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 43-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации")
6. Усовершенствован механизм предоставления финансовых услуг посредством использования финансовых платформ. Российским экспортерам и импортерам предоставлен альтернативный способ осуществления трансграничных расчетов, получения финансовых услуг посредством использования финансовых платформ. (Федеральный закон от 11 марта 2024 г. № 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
7. Установлены дополнительные гарантии для гражданского персонала ВС РФ, госслужащих и работников силовых ведомств, принимавших непосредственное участие в выполнении задач в ходе СВО и на прилегающих территориях либо на территории Сирии. 5 млн руб. выплатят семьям в случае гибели (смерти) гражданских сотрудников, 3 млн руб. получат пострадавшие в случае ранения, травмы и контузии. (Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2024 г. № 181 "О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц")
8. Конституционный Суд указал на необходимость урегулировать вопрос о возврате платы при прекращении рассмотрения обращения финуполномоченным. Внимание КС РФ привлек вопрос о судьбе платы за рассмотрение обращений цессионария, в случае, когда после принятия обращения выяснилось, что его требование финуполномоченный рассматривать не должен.
Такая ситуация имела место в деле ИП, который приобрел право требования страховки за ущерб от ДТП. Предприниматель обратился к финуполномоченному и внес плату за досудебное урегулирование спора. Однако рассматривать его требование прекратили, т. к. выяснилось, что поврежденную машину использовали в предпринимательских целях. Заявитель попытался вернуть плату, но ему отказали со ссылкой на то, что ее взимают за комплекс действий, совершаемых независимо от принятия итогового решения.
КС РФ признал оспариваемые нормы неконституционными. Они не устанавливают, должны или нет возвращать упомянутую плату цессионарию, если его обращение прекращают разбирать, выяснив, что оно не подлежит рассмотрению финуполномоченным. Законодатель обязан четко и недвусмысленно выразить свою волю по данному вопросу. В срок до 1 марта 2025 г. следует внести поправки, чтобы устранить выявленный пробел.
В частности, он может закрепить дифференцированный подход в зависимости как от основания прекращения рассмотрения обращения, так и от других обстоятельств. До этого плату не возвращают. После указанной даты суммы будут обязаны возвращать, если нормативное регулирование так и не изменится. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2024 г. № 10- П "По делу о проверке конституционности частей 4 и 5 статьи 9, части 6 статьи 16, частей 1 и 4 статьи 18, частей 1, 2 и 11 статьи 20 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой гражданки Ю.Д. Бронниковой")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. В ТК РФ внесены поправки, запрещающие увольнять по инициативе работодателя одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 16 лет, а также других лиц, воспитывающих таких детей без матери. (Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 12-ФЗ)
2. Внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Установлено, что социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, по которым предусмотрено ОПС. При этом – работа в студенческом отряде не отменяет социальную доплату к пенсии. (Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 21-ФЗ)
3. Внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и статью 53.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Предусмотрены дополнительные гарантии для госслужащих – участников СВО. Теперь, нанимателям запрещено расторгать срочные контракты с госслужащими, призванными на военную службу по мобилизации, а также заключившими контракт о прохождении военной службы либо о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы или войска нацгвардии. Течение срока действия такого контракта приостанавливается до завершения военной службы. Это не касается случаев, когда контракт заключен на время выполнения определенного задания либо на период замещения отсутствующего госслужащего.
Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 10-ФЗ)
4. Внесены изменения в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых вне очереди жильем по соцнайму будут обеспечивать не только нанимателей, но и собственников жилья, которое признано непригодным, ремонту или реконструкции не подлежит. Жилые помещения маневренного фонда будут предоставлять для временного проживания граждан, у которых жилье стало непригодным для проживания не только в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, но и по другим основаниям.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 14-ФЗ)
5. Внесены изменения в УК РФ и УПК РФ, в частности к деятельности, направленной против безопасности России, отнесли все преступления диверсионного характера. Деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для ее финансирования, разрешено конфисковывать. Конфискация также предусмотрена за распространение фейков о российской армии и публичные призывы против безопасности России, совершенные из корыстных побуждений.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 11-ФЗ)
6. Уточнено понятие процессуальных издержек. К процессуальным издержкам решено отнести расходы, связанные с уголовным судопроизводством, а не только с производством по уголовному делу.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 9-ФЗ)
7. Изменена подсудность административных дел о признании информационных материалов экстремистскими. Рассмотрение таких дел передано на уровень суда субъекта РФ (ранее они рассматривались районными судами). К участию в деле будут привлекать правообладателей, издателей, авторов произведений и (или) перевода (в случае их выявления). Если речь идет о признании экстремистским издания религиозного характера, в судебное заседание вызовут специалиста по соответствующей религии.
Изменения внесены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 15-ФЗ)
8. С 1 апреля 2024 г. регионам предоставлены полномочия по принятию решений об ограничении продажи алкогольной продукции. В частности, субъекты РФ смогут ограничивать продажу алкоголя в многоквартирных домах, запрещать продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в псевдокафе, а также ограничивать время продажи алкоголя в точках общепита, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях.
Кроме того, введен запрет на производство пивных напитков из закупленного пива, использование наименований алкогольной продукции, вводящих потребителей в заблуждение относительно ее вида и состава, а также производство продукции с добавлением этилового спирта, если это не предусмотрено госстандартами и техрегламентами.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 6-ФЗ)
9. Упрощен механизм передачи госземель под туристическую инфраструктуру. Теперь, организация по развитию туризма наделяется полномочиями агента РФ по предоставлению находящейся в госсобственности земли для создания туристской, инженерной и транспортной инфраструктуры. Введено понятие такой организации. Она сможет содействовать стимулированию строительства (реконструкции) объектов туристской инфраструктуры, от своего имени совершать сделки с находящейся в федеральной собственности землей, осуществлять образование земельных участков и их передачу для развития туризма, а также проводить аукционы на право заключения договоров аренды таких участков. Установлены особенности распоряжения участками в целях развития туризма.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 17-ФЗ)
10. До 1 марта 2031 г. продлен срок действия упрощенного порядка оформления прав на имущество общего пользования в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества. Согласно такому порядку техплан в отношении объектов, созданных до введения ГрК РФ, подготавливается на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположено имущество. Разрешение на строительство и (или) на ввод в эксплуатацию объектов, а также иные документы не нужны.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 20-ФЗ)
11. Отменена обязательность установки устройств для удаленного и автоматизированного введения ограничения режима потребления электроэнергии.
Кроме того, с 1 января 2030 г. антимонопольному органу предоставлено право обращаться в суд с заявлением о принудительной продаже голосующих акций или долей компаний, совмещающих деятельность по передаче электроэнергии или оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству или купле-продаже электроэнергии, в объеме, исключающем аффилированность таких лиц. Предусмотрена принудительная продажа акций компаний, совмещающих производство и передачу электроэнергии.
(Федеральный закон от 14 февраля 2024 г. № 19-ФЗ)
12. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о вычетах по НДФЛ для тех, кто занимается предпринимательством без статуса ИП. КС РФ признал неконституционным ряд норм НК РФ, которые регулируют указанный вопрос. В силу своей неопределенности эти положения не позволяют однозначно решить вопрос о праве на получение профессиональных вычетов не зарегистрированным как ИП физлицом, чью деятельность налоговый орган признает предпринимательской. Механизм обложения НДФЛ предусматривает разный порядок его исчисления и уплаты ИП и физлицами без такого статуса. Однако это не предполагает, что граждане должны абсолютно лишаться права учесть расходы для уплаты налога. Законодатель обязан принять необходимые поправки до 1 января 2025 г. До этого момента следует применять временный порядок. Упомянутое физлицо без статуса ИП не имеет права на профессиональные налоговые вычеты. Если законодатель предоставит такое право подобным гражданам или не примет до 2025 г. поправки, указанные налогоплательщики приобретают право получить вычеты как в сумме документально доказанных расходов, так и в размере 20% дохода, если нет подтверждения затрат.
(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 221 и подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ю.М. Бужина и Л.В. Салимжановой)
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. В статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что работники могут получить компенсацию за неначисленные выплаты. Проценты (денежная компенсация) взыскиваются с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. Размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм со дня, следующего за днем выплаты при своевременном начислении, по день фактического расчета включительно. (Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 3-ФЗ)
2. Введена электронная регистрация лекарств и электронная форма оказания услуг, связанных с регистрацией лекарств. Взаимодействие будет осуществляться через Госуслуги и ЕГИСЗ. Определены особенности ввода в гражданский оборот высокотехнологичных лекарств и орфанных лекарств.
Предусмотрен запрет на использование в коммерческих целях информации о результатах доклинических и клинических исследований лекарств, представленной заявителем для регистрации, без его согласия в течение 6 лет с даты регистрации референтного препарата в России.
Исключена обязанность производителей наносить средства идентификации на упаковку высокотехнологичных препаратов, которые произведены малыми сериями, состоят из одной или нескольких доз, предназначены для конкретного пациента, имеют короткий срок годности и (или) температурный режим хранения и транспортирования. (Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 1-ФЗ)
3. Уточнен порядок предупреждения ЧС. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, будут проводиться в режиме повседневной деятельности и повышенной готовности. Разрешено использовать имеющиеся резервы материальных ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС при введении режима повышенной готовности. (Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 5-ФЗ)
4. Конституционный суд России высказался по вопросу применения института ограничения свободы.
В рамках дела потерпевшими по уголовным делам оспаривались нормы о перечне мер и запретов, которые применяют при ограничении свободы, в частности они пытались добиться, чтобы осужденным запретили приближаться к ним, а также к их домам и местам, где те работают или где бывают их близкие. Однако суды им отказали
Суд указал, что при ограничении свободы осужденному могут запретить появляться там, где регулярно бывает потерпевший. Статья 53 УК РФ не исключает того, чтобы суд конкретизировал ограничение посещать определенные места. Он может запретить осужденному появляться там, где может регулярно находиться потерпевший, в т. ч. приближаться к этим местам на конкретное расстояние. Потерпевший может требовать применить такую меру. В то же время отдельно не устанавливают аналогичный запрет в отношении мест, в которых может регулярно находиться кто-либо из близких потерпевшего. Осужденному может быть запрещено в них появляться, поскольку в них может регулярно быть сам потерпевший (например, это школа, где учится его ребенок). В нормах нет ограничения (запрета) на приближение к потерпевшему на определенное расстояние вне зависимости от его местонахождения. В приговоре невозможно предусмотреть такую меру, пока законодатель не введет подобную новеллу. Законодатель может конкретизировать или дополнить содержание ограничения свободы, чтобы обеспечить превентивную защиту прав потерпевших от дальнейших возможных посягательств со стороны осужденного. (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2024 г. № 4-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.А. Балуковой и Ю.М. Чернигиной")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. Закреплен единый бессрочный статус многодетных семей и определены основные соцгарантии для них. Многодетная - семья, имеющая 3 детей и более. К мерам поддержки отнесены социальные пособия и выплаты в связи с рождением и воспитанием детей, поддержка в сфере трудовых отношений, право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории России, досрочное назначение страховой пенсии для матерей.
Соцподдержка многодетным семьям будет оказываться до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет, если он обучается очно. Регионам рекомендовано ввести дополнительные меры поддержки. (Указ Президента РФ от 23 января 2024 г. № 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей")
2. Президентом РФ дано поручение создать кадровый резерв управленцев федерального уровня, утверждено Положение о федеральном кадровом резерве на госслужбе (в него включат лиц, соответствующих требованиям для замещения должностей категории "руководители" высшей группы, на которые назначает и от которых освобождает Президент или Правительство (Указ Президента РФ от 22 января 2024 г. № 61 "О федеральном кадровом резерве на государственной гражданской службе Российской Федерации»)
3. Скорректирован список документов для получения разрешений на сделки с ценными бумагами российских компаний и правила выдачи разрешений для реализации дополнительных временных экономических мер по обеспечению финансовой стабильности. (Постановление Правительства РФ от 22 января 2024 г. № 40 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 295)
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
Конституционный Суд РФ оценил вопрос использования программ родительского контроля на мобильном телефоне ребенка. Заявителем (осужденным за незаконный сбор сведений о частной жизни его бывшей супруги посредством легальной программы родительского контроля) оспаривались нормы об уголовной ответственности за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица. Программа позволяла ему слышать и записывать происходящее вокруг. Впоследствии мужчина использовал записи в бракоразводном процессе, а также передал их в полицию, заявляя о грубом обращении с его ребенком.
КС РФ счел нормы конституционными. Они не предполагают, что можно привлечь родителя к уголовной ответственности за использование упомянутой легальной программы (которая позволяет слышать происходящее поблизости от несовершеннолетнего ребенка, делать записи и сохранять их), в результате чего ему становятся доступными сведения о частной жизни других лиц. Оснований для ответственности нет, если такое программное средство и полученные сведения родитель использует исключительно для безопасности ребенка.
Защита прав лиц, сведения о которых в таком случае получены, гарантируется тем, что закон ограничивает распространение данной информации, в т. ч. через механизмы ответственности.
При этом незаконным распространением таких сведений не признается их предоставление для защиты интересов ребенка в суд или иной уполномоченный орган при реализации родительских прав. Применение упомянутых легальных программ не запрещено. Они свободно распространяются на рынке мобильных приложений. Поэтому сами по себе их приобретение (скачивание), установка и использование при родительском контроле для безопасности ребенка нельзя считать противоправными.
В тоже время законодатель может решить вопрос о допустимости и пределах их использования. (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 2024 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.О. Вильке")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. Обновлены особенности получения российского гражданства иностранцами-контрактниками. Теперь прием в гражданство отдельных категорий иностранцев осуществляется в упрощенном порядке. К ним относятся: иностранцы, заключившие в период СВО контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ или воинских формированиях либо проходящие в этот период военную службу; иностранцы, уволенные с военной службы в период проведения СВО по определенным основаниям; супруги, дети и родители вышеуказанных лиц. Для таких лиц необязательно постоянное проживание в России с даты принятия решения о выдаче вида на жительство и до подачи заявления о приеме в гражданство в течение 5 лет, владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. Всем нужно будет проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию. (Указ Президента РФ от 4 января 2024 г. № 10)
2. Конституционный Суд РФ указал, что наступление психического расстройства не всегда расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью. Внимание КС РФ привлек вопрос об уголовной ответственности за причинение вреда здоровью, который выразился в наступлении у потерпевшего психического расстройства. По мнению заявителя неясно, когда в такой ситуации можно вести речь о тяжком вреде здоровью, а когда о вреде средней тяжести, т. к. психические расстройства бывают разными. КС РФ счел положения статей 111 и 112 УК РФ конституционными. По общему правилу наступление психического расстройства - основание для того, чтобы квалифицировать деяние как причинение тяжкого вреда здоровью. Между тем деяние могут квалифицировать как причинение вреда здоровью средней тяжести в случае, если психическое расстройство не относится к тяжелым и при этом нет предпосылок для его длительного негативного влияния на социальное благополучие потерпевшего. Когда нет прямо перечисленных в УК РФ последствий (потеря слуха, зрения и т. п.), для оценки физических повреждений применяют критерии длительности расстройства здоровья или степени утраты общей трудоспособности. Данные критерии можно использовать и в случае причинения повреждений, которые повлекли психическое расстройство, существенно не повлиявшее на благополучие потерпевшего. При этом последнее обстоятельство не презюмируют, а устанавливают в рамках судопроизводства. Для определения степени психического расстройства проводят в т. ч. судебную экспертизу. (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 января 2024 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 111 и части первой статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в связи с жалобой гражданина Б.")
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
1. Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, разрешено использовать электронные документы. Ходатайство, заявление, жалобу, представление и требование можно подать прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания и дознавателю в форме электронного документа. Это можно сделать через Госуслуги или систему электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием СМЭВ. Обвинительные заключение, постановление и акт можно изготовить в форме электронного документа. Копию обвинительного заключения можно вручить в виде электронного документа. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 672-ФЗ)
2. Введена уголовная ответственность за дискредитацию добровольческих формирований нацгвардии, за распространение фейков о них, а также за содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует, или иностранных госорганов об уголовном преследовании участников этих добровольческих формирований. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 641-ФЗ)
3. Установлена административная ответственность за дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на войска нацгвардии, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 640-ФЗ)
4. Пересмотрена административная ответственность за ряд правонарушений в сфере транспорта. В частности, за перевозку пассажиров и багажа по заказу на условиях, когда право на проезд за плату предоставляют неопределенному кругу лиц, либо за распространение информации о такой перевозке штраф для водителя составит 5 тыс. руб., для должностных лиц - 30 тыс. руб., для компаний - 300 тыс. руб. Заключение при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу договора фрахтования с каждым пассажиром в отдельности грозит штрафом 5 тыс., 50 тыс. и 200 тыс. руб. соответственно. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 669-ФЗ)
5. Изменен порядок принудительного выдворения за пределы России. Теперь, при назначении наказания в виде выдворения судья учитывает продолжительность проживания в России, семейное положение, отношение к уплате налогов, наличие дохода и жилья, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство. Если судья придет к выводу, что выдворение является чрезмерным и несоразмерно целям административного наказания, а также при отсутствии государства, готового принять лицо без гражданства, назначается штраф (40-50 тыс. руб.) либо обязательные работы (150-200 часов).Установлен срок содержания иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих выдворению, в спецучреждениях - не более 90 суток. Продлить его можно только в судебном порядке. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 649-ФЗ)
6. С 1 марта 2024 г. будут действовать новые штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды. В частности за нарушение: - сроков или периодичности размещения информации в ФГИС учета твердых коммунальных отходов либо за размещение в системе недостоверных или неполных сведений; - порядка представления информации в ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности либо правил ее размещения в системе; - требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 668-ФЗ)
7. С 1 июля 2024 г. общественные инспекторы по охране окружающей среды смогут присутствовать при проведении надзорными органами выездного обследования по представленным им материалам, а также при открытом рассмотрении ими дел об административных правонарушениях. Срок рассмотрения надзорным органом представленных общественным инспектором материалов, содержащих признаки правонарушения, будет установлен Правительством. Установлены требования к гражданам, изъявившим желание оказывать содействие органам госнадзора в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды, запреты, связанные с их деятельностью, обязанности, а также основания для прекращения статуса общественного инспектора. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 683-ФЗ)
8. Разрешено за счет маткапитала самостоятельно реконструировать дома блокированной застройки (таунхаус). (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 682-ФЗ)
9. СМП разрешено оказывать медпомощь без согласия пациента вне больницы (если есть угроза жизни человека; отсутствует выраженный до начала оказания медпомощи отказ гражданина (его законного представителя) от медицинского вмешательства). (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 678-ФЗ)
10. Закреплено понятие любительского спорта, уточнены понятия "массовый спорт" и "корпоративный спорт". Установлены особенности регулирования деятельности в области любительского спорта. Работодатели вправе содействовать развитию физкультурно-спортивных клубов по месту работы и участию работников в физкультурных и спортивных мероприятиях. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 684-ФЗ)
11. Определены дополнительные условия, препятствующие деятельности недобросовестных организаций по управлению многоквартирными домами. В реестр дисквалифицированных лиц будут вносить сведения об учредителях управляющих компаний, лицензия которых аннулирована. Учредитель УК не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 662-ФЗ)
12. К основным принципам госполитики и правового регулирования в сфере образования дополнительно отнесены гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, а также научно обоснованное развитие системы образования России с учетом ее исторического наследия, перспективных задач развития государства и общества. Педагогов обязали осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Кроме того, право первоочередного зачисления в колледжи и техникумы вне зависимости от результатов в школьном аттестате и без договора целевого обучения получили Герои России, лица, награжденные тремя орденами Мужества, участники СВО и принимавшие участие в боевых действиях в составе Вооруженных сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 г., а также их дети. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 685-ФЗ)
13. Подписаны поправки по вопросам содержания в СИЗО и оборота оружия. В перечень преступлений, при совершении которых подозреваемые и обвиняемые содержатся в СИЗО отдельно от остальных, дополнительно включены: - участие в незаконном вооруженном формировании, преступном сообществе (преступной организации); - торговля людьми (ранее речь шла только о торговле несовершеннолетними); - теракт, содействие террористической деятельности и прохождение обучения в целях ее осуществления (в прежней редакции приводилось обобщающее понятие "терроризм"). Расширены основания для изъятия органами внутренних дел оружия и патронов к нему. (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 664-ФЗ)
14. До 31 декабря 2024 г. продлен срок, в течение которого не будут начислять пени, если налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомления об исчисленных налогах или вовсе его не направил. При этом на едином налоговом счете должно быть достаточно средств для погашения обязанности по уплате налога. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2023 г. № 2315)
Помощник прокурора Курагинского района Екатерина Миськова
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За невыполнение указанного требования Закона наступает административная ответственность по ст. 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере до 4 тысяч рублей, на должностных лиц - до 50 тысяч рублей, на юридических лиц - до 500 тысяч рублей.
ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАНОВИТЬ КОРРУПЦИЮ!
СООБЩАЙТЕ О ФАКТАХ КОРРУПЦИИ В ПРОКУРАТУРУ!
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность как за получение взятки, так и за дачу взятки и посредничество во взяточничестве.
ВЗЯТКА может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера или предоставления иных имущественных прав.
НАКАЗАНИЕ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (ст. 290 УК РФ):
ШТРАФ до 5 миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ (ст. 291 УК РФ):
ШТРАФ до 4 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 4 лет или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ (ст. 291.1 УК РФ):
ШТРАФ до 3 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 12 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет или без такового.
НАКАЗАНИЕ ЗА МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО (ст. 291.2 УК РФ),
а именно за получение, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей:
ШТРАФ до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ на срок до 3 лет;
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 4 лет;
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на срок до 3 лет.
Лицо, давшее взятку либо совершившее посредничество во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию и (или) пресечению преступления либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело по данному факту.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ).
Данные деяния влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
1. Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 4 лет, предоставлено право на УДО после отбытия не менее 1/4 срока наказания. Осужденные за преступления небольшой тяжести женщины, имеющие детей в возрасте до 4 лет, получили право на УДО и замену неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия не менее 1/4 срока наказания. Ранее ребенку должно было быть не более 3 лет.
(Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 591-ФЗ, вступает в силу через 180 дней после официального опубликования)
2. Установлена административная ответственность за нарушение требований к размещению и обновлению биометрических персональных данных в ЕБС. Штраф для должностных лиц составит от 100 тыс. до 300 тыс. руб., для организаций - от 500 тыс. до 1 млн руб.
(Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 589-ФЗ)
3. Подписан новый Закон о занятости населения. Пересмотрено понятие занятости. Закреплено, кто относится к занятым, ищущим работу, безработным, впервые ищущим работу, испытывающим трудности в поиске работы. Введено понятие профилирования граждан и работодателей. Определены меры поддержки для граждан, находящихся под риском увольнения. Уточнены критерии подходящей работы. Установлены гарантии занятости инвалидов, предпенсионеров, сирот. Приоритет в трудоустройстве отдается участникам СВО и членам их семей. Урегулированы вопросы противодействия нелегальной занятости, вопросы взаимодействия службы занятости с органами и организациями системы образования. Определен порядок использования единой цифровой платформы "Работа в России".
(Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений, для которых определены иные сроки. До 1 сентября 2024 г. и до 1 января 2025 г. предусматривается переходный период в части применения прежнего Закона о занятости)
4. Увеличен лимит расходов исполнителей по гособоронзаказу с оплатой на иные счета до 5 млн руб. Также предусмотрено ежегодное увеличение этого лимита исходя из размера индекса потребительских цен, определяемого Минэкономразвития в рамках прогноза социально-экономического развития России на среднесрочный период. Кроме того, до 31 декабря 2024 г. разрешено перечислять деньги физлицам с отдельного счета в качестве оплаты труда без учета условия об одновременной уплате налогов и страховых взносов. (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 590-ФЗ)
5. Трудоустраивающие участников СВО организации МСП получат статус социального предприятия. (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 578-ФЗ)
6. Усовершенствована процедура строительства на участках для разведки и добычи полезных ископаемых. (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 576-ФЗ)
7. Регионы получили полномочия в сфере газоснабжения (устанавливать графики перевода потребителей на альтернативные виды топлива, а также графики частичного или полного ограничения подачи газа потребителям в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии). Схема газоснабжения и газификации региона учитывается при разработке межрегиональных и региональных программ газификации ЖКХ, промышленных и других организаций. Часть поправок связана с принятием техрегламентов "О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию" и "Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива".
(Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 575-ФЗ, вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, некоторые положения с 1 апреля 2024 г.)
8. Установлена единая форма анкеты при поступлении на госслужбу. Государственные и муниципальные служащие обязаны письменно сообщать об изменении сведений, содержащихся в анкете. Указанные в анкете сведения проверяются по решению представителя нанимателя, работодателя или уполномоченного им лица. Сама проверка возложена на кадровую службу государственного или муниципального органа, которая направляет в органы публичной власти и организации письменные запросы. Служебный контракт или трудовой договор можно расторгнуть по инициативе представителя нанимателя или работодателя в случае представления при поступлении на службу либо в период ее прохождения подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, запретов и требований, нарушение которых препятствует замещению должности, а также в случае непредставления документов или сведений, свидетельствующих о несоблюдении таких ограничений, запретов и требований.
(Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 594-ФЗ, вступает в силу через 90 дней после официального опубликования)
9. В ЖК РФ внесены поправки, касающиеся регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами по обращению с ТКО. В частности, уточнена компетенция общего собрания собственников помещений в МКД в части принятия решения о дате заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, и договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Урегулирован порядок изменения и (или) расторжения указанных договоров.
(Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 593-ФЗ)
10. Упрощена процедура представления интересов собственников председателем совета многоквартирного дома в суде по делам, связанным с управлением домом и предоставлением коммунальных услуг. Он может действовать без доверенности в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников. (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 592-ФЗ)
11. С 1 сентября 2024 г. изменится порядок госрегистрации и госучета самоходных машин и других видов техники. Поправки касаются госрегистрации и госучета самоходных машин и других видов техники с использованием ФГИС УСМТ. Госрегистрация будет включать внесение регистрационных данных в систему, оформление свидетельства о госрегистрации, электронного паспорта техники, выдачу государственного регистрационного знака, внесение изменений в регистрационные данные.
(Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 583-ФЗ)
12. Подписан закон об учете и эксплуатации скотомогильников. Учет будет вестись путем включения информации в ФГИС в области ветеринарии. Предусмотрен учет организаций и граждан, осуществляющих сбор, хранение, перемещение, утилизацию и уничтожение биологических отходов. Создание новых скотомогильников и уничтожение особо опасных биологических отходов в скотомогильниках запрещены. Скотомогильники нужно ликвидировать в течение 25 лет после завершения их эксплуатации. Закон (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 582-ФЗ, вступает в силу с 1 марта 2025 г., некоторые положения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.)