Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.1, 2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
1. На бюджетные и автономные учреждения возложена обязанность по раскрытию информации о поступлениях и выплатах, а также о кредиторской задолженности и отложенных обязательствах, скорректированы общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Теперь надо раскрывать информацию: - о поступлениях и выплатах бюджетных и автономных учреждений; - о кредиторской задолженности и отложенных обязательствах учреждений. (Приказ Минфина России от 31 января 2023 г. № 10н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 марта 2023 г.)
2. Установлен порядок поступления граждан РФ в добровольческие формирования Минобороны и заключения контракта. Так, граждане, не находящиеся на военной службе, желающие поступить в добровольческие формирования, подают заявления в военные комиссариаты по месту воинского учета, не состоящие на воинском учете - по месту жительства. При отборе кандидатов в приоритете будут ранее служившие граждане, имеющие военно-учетные специальности. Также кандидат должен пройти медкомиссию и психологический отбор. С гражданином, который соответствует установленным требованиям, будет заключаться контракт. Он получит удостоверение пребывающего в добровольческом формировании. Также предусмотрена подготовка добровольцев - не менее 10 суток. (Приказ Министерства обороны РФ от 15.02.2023 № 67, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 марта 2023 г.)
3. Министерством социальной политики Красноярского края утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению ежемесячных персональных пособий для лиц: 1) Являвшихся до 1 января 1992 года получателями персональных пенсий союзного, республиканского и местного значения, персональные пенсии которым были установлены за заслуги в развитии Красноярского края; 2) Героев Социалистического Труда; 3) Полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Государственная услуга предоставляется министерством через КГКУ "Управление социальной защиты населения" и его территориальные отделения (Приказ министерства социальной политики края от 06.03.2023 № 57-Н)
4. Министерством социальной политики Красноярского края утвержден Административный регламент предоставления адресной материальной помощи на компенсацию расходов на изготовление и ремонт зубных протезов участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лицам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны Государственная услуга предоставляется министерством через КГКУ "Управление социальной защиты населения" и его территориальные отделения (Приказ министерства социальной политики Красноярского края от 07.03.2023 № 58-Н)
1. Установлена уголовная ответственность (дополнены диспозиции статей 207.3, 215.4 УК РФ) за: -публичное распространение заведомо ложной информации об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации; -незаконное проникновение на важный государственный объект. (Федеральный закон №58-ФЗ от 18.03.2023)
2. Снижен максимальный срок лишения свободы за налоговые преступления (ст.199, 199.1, 199.2 УК РФ до 5 лет лишения свободы (было до 7), ст. 199.4 УК РФ до 3 лет лишения свободы (было до 4), теперь они отнесены к категории средней тяжести. Также в УПК РФ закреплено основание для отказа в возбуждении уголовного дела в случае уплаты недоимки. (Федеральный закон №78-ФЗ от 18.03.2023)
3. Обновлена Концепция госполитики в сфере содействия международному развитию. Уточнены принципы, приоритеты и основные направления государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию, а также формы оказания помощи в этой сфере. В частности, закреплено, что помощь в сфере содействия международному развитию может оказываться также государствам - членам ЕАЭС и государствам, включенным ООН в перечень наименее развитых стран. Расширен перечень задач госполитики (содействие региональной экономической интеграции и развитию торгово-экономического сотрудничества с государствами - получателями помощи, формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся на территориях этих государств очагов напряженности и конфликтов, а также предотвращению их возникновения). (Указ Президента РФ от 13 марта 2023 г. № 161)
4. Утверждены Правила осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Размер единовременной денежной выплаты устанавливается приказом командира воинской части, начальника органа (организации) войск национальной гвардии. (Постановление Правительства РФ от 14.03.2023 № 386)
5. Актуализирована Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства. Уточнены порядок расчета индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ в очередном отчетном периоде; порядок определения стоимости строительных ресурсов-представителей, входящих в группу однородных машин и механизмов. (Приказ Минстроя России от 13.01.2023 № 17/пр, зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2023 № 72589)
1. Подписан Федеральный закон о государственном языке, который утверждает сферы его использования и регулирует употребление иностранных слов. Русский язык как государственный будет использоваться в образовательной среде, в государственных и муниципальных информсистемах, в текстах, содержащих информацию для потребителей товаров, работ и услуг. Текст на иностранном языке в таких сферах должен сопровождаться переводом, выполненным аналогичным шрифтом (размер, тип и цвет). Установлен запрет на использование заимствованных слов (за исключением, когда не существует аналога в русском языке, зафиксированного в нормативных словарях). С 1 января 2025 г. вводится обязательная лингвистическая экспертиза проектов НПА на предмет их соответствия нормам и правилам русского языка. (Федеральный закон от 28.02.2023 № 52-ФЗ)
2. Продлен срок эксперимента по маркировке отдельных видов медицинских изделий (ортопедическая обувь, слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы) по 31 августа 2023 г. (Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2023 г. № 322)
3. Сокращен период, на который заключается первый контракт о прохождении военной службы (для которой предусмотрено звание солдата, матроса, сержанта, старшины) с иностранцем с 5 лет до 1 года. (Указ Президента РФ от 27 февраля 2023 г. № 131)
4. Изменился порядок перерасчета военных пенсий. Так, определен порядок возобновления выплаты ранее назначенных, но приостановленных пенсий в связи с повторным определением на службу для участия в операциях за пределами РФ или в связи с мобилизацией. Пенсионеры из числа заключивших контракт или мобилизованных вправе по своему выбору возобновить получение пенсии, которая была им приостановлена, либо отказаться от нее и назначить пенсию исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения со службы в порядке, определяемом Правительством. (Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 50-ФЗ)
5. Отменены штрафы для владельцев грузовика за небольшое превышение габаритов грузовика, зафиксированное специальными техсредствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. (Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 48-ФЗ)
6. Установлены дополнительные основания для введения режима особых условий в исправительных учреждениях (захват заложников, наличие реальной угрозы вооруженного нападения на исправительное учреждение, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, введение ограничительных мероприятий (карантина). В период действия режима отдельные права осужденных могут быть ограничены в порядке, установленном Минюстом. В частности, это касается прав осужденных на свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку и переводы денежных средств, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений в зависимости от оснований введения режима особых условий. (Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 44-ФЗ)
7. Уточнены функции ФСБ в области шифрования информации и выявления электронных устройств для негласного получения информации в помещениях и технических средствах. Из полномочий директора ФСБ исключена организация предоставления органами безопасности государственных услуг. (Указ Президента РФ от 27 февраля 2023 г. № 127)
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.
Так, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Статьей 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
Так, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Необходимым условием для наступления уголовной ответственности лица является достижение им установленного законом возраста.
По общему правилу, в соответствии с ч.1 ст. 20 УК РФ, к уголовной ответственности по ст. 328 УК РФ может быть привлечено лишь лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Расследованием уголовных дел по данной статье занимаются органы Следственного комитета Российской Федерации.
Рядом статей Кодекса об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность за правонарушения в области воинского учета.
Например, статья 21.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявку в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
За совершение указанных действий может быть наложен штраф в размере от 500 до 3000 рублей.
В случае уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии, гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ст. 21.6 КоАП РФ к предупреждению либо наложению административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Статьей 21.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за умышленную порчу или утрату документов воинского учета. В случае совершения указанных действий, гражданин будет привлечен к ответственности в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ дела об указанных административных правонарушениях (21.5 - 21.7 КоАП РФ) рассматривают военные комиссариаты. По правилам статьи 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Взятка преподносится должностному лицу в целях получения определенной имущественной выгоды за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дающего.
У взятки нет минимального размера, вопреки распространенному заблуждению.
Основным критерием является мотив, по которому гражданами передаются ценности и выполняются услуги.
Дарение происходит безвозмездно, без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого (ст. 572 Гражданского кодекса РФ), допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:
- работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, их супругами и родственниками;
- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Однако, независимо от размера незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя. Момент передачи вознаграждения при этом (до или после выполнения встречных обязательств) значения не имеет.
Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тыс. руб. – мелкая взятка, уголовное наказание за которую предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше - максимальное наказание до 15 лет лишения свободы.
1. Разграничены полномочия полиции и войск нацгвардии по приему и хранению оружия и боеприпасов. Так, принимать и временно хранить (не более 4 месяцев) изъятое, добровольно сданное или найденное оружие, боеприпасы, патроны будут территориальные органы МВД. Принимать от полиции, хранить и уничтожать это оружие будут войска нацгвардии. (Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 14-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
2. Введено новое основание для досрочного прекращения полномочий регионального и муниципального депутата. Это отсутствие без уважительных причин на всех заседаниях в течение 6 месяцев подряд. Упрощен порядок декларирования доходов и расходов региональными и муниципальными депутатами, работающими на непостоянной основе (без отрыва от основной деятельности). Председатели законодательных органов регионов должны осуществлять свои полномочия только на профессиональной основе. Ранее разрешалось занимать эту должность без отрыва от основной деятельности. Также унифицирован порядок обеспечения доступа к информации о декларационной кампании. На сайтах законодательных (представительных) органов будет размещаться только обобщенная (статистическая) информация. Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г. (Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
3. Уточнены правила допуска к сведениям госинформсистемы мониторинга за оборотом маркируемых товаров. В частности, пользователи ГИС получили право на обработку информации в системе. При этом производитель и импортер товара могут обрабатывать информацию или поручать ее обработку только в собственных интересах. (Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
4. Российским экспортерам, поставляющим за рубеж товары российских поставщиков во исполнение межправительственных соглашений, разрешено переводить поступающую от нерезидентов иностранную валюту (за вычетом понесенных расходов) на счета поставщиков в уполномоченных банках без ее обязательной продажи. (Указ Президента РФ от 6 февраля 2023 г. N 72 "Об особом порядке проведения расчетов между некоторыми юридическими лицами – резидентами при осуществлении внешнеэкономической деятельности")
1. Принято решение об индексации с 1 февраля 2023 г. маткапитала и ряда иных социальных выплат, компенсаций на 11,9%. В их числе – выплаты инвалидам, ветеранам, чернобыльцам, Героям России, гражданам, пострадавшим на производстве; материнский капитал.
(Постановление Правительства РФ от 30 января 2023 г. № 119 "Об
утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в
2023 году")
2. Уточнен порядок установления уровней террористической опасности, а срок их действия не определяется. Представление председателя региональной антитеррористической комиссии об установлении, изменении или отмене критического ("красного") уровня террористической опасности должно быть согласовано с руководителем территориального органа безопасности. Усиление контроля за передвижением транспортных средств через границы региона теперь допускаются при высоком ("желтом") уровне террористической опасности.
(Указ Президента РФ от 31 января 2023 г. № 48 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства")
3. Конституционный суд РФ высказался о сроках обжалования решений налоговых органов. По мнению КС РФ на обращение в суд должны исчислять со дня, когда заявителю стало известно о решении вышестоящего налогового органа или с даты, до которой должны были его принять. Для решений налоговых органов о предоставлении субсидий не предусмотрен обязательный досудебный порядок. Однако заявители могут обжаловать такие решения в вышестоящем налоговом органе по Закону о порядке рассмотрения обращений граждан. Реализация такой возможности не должна блокировать перспективы судебного оспаривания. Иной подход приведет к нарушению конституционных прав.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2023 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 1, пункта 1 статьи 2 и пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой)
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
В соответствии с лесным законодательством возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов.
Кроме возмещения ущерба, причиненного непосредственно лесным насаждениям, лица, совершившие вырубку лесных насаждений обязаны возместить вред, причиненный животному миру, лишенному мест привычного обитания в результате вырубки леса.
В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 марта 2022 года N 11-П часть 1 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" признана не соответствующей Конституции РФ.
В связи с чем Федеральным закон от 19.12.2022 N 550-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам предпенсионного возраста предоставлено равное право на получение пособия по безработице с учетом того максимального размера, который установлен для данной категории лиц на соответствующий календарный год, независимо от даты признания таких граждан безработными.
За мобилизованными гражданами закреплено преимущественное право приема на ранее занимаемую должность после прохождения военной службы
Федеральным законом от 19.12.2022 N 545-ФЗ «О внесении изменений в статьи 302 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации» в статью 351.7 Трудового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым лицо, призванное на военную службу по мобилизации, заключившее контракт либо добровольно содействующее в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в течение трех месяцев после окончания прохождения военной службы имеет преимущественное право поступления на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым указанное лицо состояло в трудовых отношениях до призыва на военную службу.
Согласно тексту закона, такое преимущественное право предоставлено лицам, с которыми приостановленный трудовой договор был расторгнут в связи с истечением срока его действия.
В случае отсутствия подходящей вакансии лицо имеет преимущественное право поступления на другую вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, а если такие вакантные должности отсутствуют - на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.
Кроме этого, законом в Трудовом кодексе РФ закреплена обязанность работодателя обеспечить за свой счет доставку работников, осуществляющих работу вахтовым способом, до места выполнения работы и обратно.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу. Действие положений части двенадцатой статьи 351.7 Трудового кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.
Законом Красноярского края от 14.02.2007 N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" (далее Закон) утверждены Порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 N 60-уг утвержден Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее Порядок).
Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд устанавливает процедуру заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины для собственных нужд (далее - договор купли-продажи лесных насаждений) без проведения аукциона.
Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений – лесничествами.
Договорами купли-продажи лесных насаждений предусмотрена ответственность за нарушения лесного законодательства.
Согласно Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке.
При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614).
За нарушения указанных правил предусмотрена административная ответственность. Так, согласно ст. 8.25 ч. 1 КоАП РФ за нарушение правил заготовки древесины – предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 8.32 ч. 1. КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Кроме того, за нарушения лесного законодательства в части неочистки лесосек от порубочных остатков предусмотрена гражданско-правовая ответственность. Только за 2022 год министерством лесного хозяйства Красноярского края в Курагинский районный суд направлено 104 исковых заявления о понуждении граждан провести очистку лесосек от порубочных остатков.
Таким образом, в соответствии с условиями договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, ответственность за нарушения лесного законодательства возложена на граждан их заключивших.